§ 4. Условия произрастания и видоизменения корней

1. Какие виды корней вам известны?

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.

2. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых — всего 50 см, но там они гуще.

Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м.

2. С чем связаны видоизменения корней?

У некоторых видов растений корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

Корни моркови называют корнеплодами, георгины — корневыми клубнями, плюща — корнями-прицепками, орхидеи — воздушными корнями.

4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.

5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Корнеплоды нужны, как накопители питательных веществ, которые они будут использовать для роста растения на втором году жизни.

1. С чем связано видоизменение корней у растений?

Корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. У водных растений они отсутствуют, т.к. необходимости в этом нет (кругом вода).

resheba.com

Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

Ответ или решение 2

Органом растения называют его часть, которая имеет свое место, строение и функцию. Корень полностью отвечает этим требованиям и является органом растения.

Место и функции

Место корня — нижняя часть растения и растет он всегда вниз. Такое проявление роста называют геотропизмом.

Корень закрепляет растение в грунте и обеспечивает его водой и минеральными веществами.

Строение корня

Корневую систему растения образуют корни 3 видов:

  • главный — развивается из корешка зародыша;
  • боковые — отходят от главного;
  • дополнительные или придаточные — развиваются на надземной части растения.

В любом из корней различают 5 зон, особенности строение которых связаны с их функциями. Начнем с самой нижней.

  • Корневой чехлик. Помогает не цепляться за частички почвы и защищает от повреждений.
  • Зона деления. Состоит из постоянно делящихся клеток, из которых формируются все другие зоны корня.
  • Зона растяжения или роста. Название говорит о ее функции.
  • Зона всасывания. Самая важная зона корня, так как образующиеся здесь через корневые волоски в корень поступает вода, а вместе с ней и минеральные вещества.
  • Зона проведения. Обеспечивает поступление растворов веществ из корня в стебель.
  • Видоизменения корней

    Если растению требуется дополнительная функция, то появляются видоизменения органов, в том числе, и корней.

  • Так, например, у моркови в главном корне откладываются питательные вещества, которые помогают растению пережить зиму. Он утолщается и его называют корнеплодом.
  • У георгина так же наблюдается запасание веществ на зиму. Но запас откладывается не в главном, а в боковых корнях и они превращаются в корневые клубни.
  • У плюща очень длинный стебель и для того чтобы вынести листья к свету он цепляется за любую вертикальную поверхность с помощью придаточных корней-прицепок.
  • Многие виды тропических орхидей растут на деревьях. При этом они не являются паразитами, а используют ствол дерева как место прикрепления. Но до земли далековато. Поэтому у них развиваются воздушные корни, которые впитывают влагу прямо из воздуха. Благо, в тропических лесах влажно и тепло, как в бане.
  • vashurok.ru

    Персональный сайт
    Кафизовой Екатерины Сергеевны

    Цель: Ознакомление учащихся с многообразием корней.

    Задачи: 1.Выяснить, что видоизмененные корни результат приспособленности растений к условиям существования.

    2. Развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

    3. Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям.

    Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, плющ, таблицы, учебник.

    Ход урока

    1. Организационный момент (1-2мин).

    2. Проверка домашнего задания (10-15мин).

    Проверка домашнего задания на уроке проходит двумя способами.

    1. Три человека работают по, заранее приготовленным, карточкам.

  • Придаточные корни образуются от
  • а) нижней части стебля

    б) на боковых корнях

    в) на главном корне

    г) из зародышевого корешка

    2. Главный корень образуется

    а) на боковых корнях

    б) из зародышевого корешка

    в) из нижней части стебля

    г) на придаточных корнях

    3. Корневая система образована

    а) только боковыми корнями

    б) только придаточными корнями

    в) всеми корнями растения

    г) только главным корнем

    4. Рост корня обеспечивают клетки

    а) покровной ткани

    б) механической ткани

    в) образовательной ткани

    г) проводящей ткани

    5. Корневой волосок

    а) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных солей

    б) вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных солей

    в) боковой корень

    г) придаточный корень

    6. Защиту корня обеспечивают клетки

    а) образовательной ткани

    б) проводящей ткани

    г) основной ткани

    7. Передвижение воды и питательных веществ в корне происходит по клеткам

    а) проводящей ткани

    б) образовательной ткани

    в) механической ткани

    г) покровной ткани

    2. Фронтальный опрос. Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

    Мы познакомились с темой: «Зоны корня».

    Какие зоны можно выделить во внутреннем строении корня?

    — В корне выделяются зона деления, роста, всасывания, проведения.

    Какую роль в корне выполняет корневой чехлик?

    — Корневой чехлик выполняет защитную функцию, предохраняя молодые клетки от повреждения почвенных комочков.

    А теперь давайте, вспомним функции каждой зоны.

    — Первая зона, зона деления, в ней клетки делятся, образуя новые клетки корня;

    — Зона деления образована образовательной тканью.

    — Следующая зона роста, здесь клетки вытягиваются, поэтому корень становиться длиннее. Зона роста также как и зона деления образована образовательной тканью.

    Правильно. В какой зоне корня находятся корневые волоски?

    — Корневые волоски находятся в зоне всасывания.

    Какую они выполняют функцию?

    — На корневые волоски приходится самая главная работа — всасывание из почвы растворенных в воде минеральных веществ.

    Как вы считаете, продолжителен срок существования корневых волосков?

    — Нет, они постоянно разрушаются и вновь образуются, потому что корень растет.

    О какой зоне вы еще не сказали?

    — Зона проведения самая последняя, находящаяся во внутреннем строении корня, она является транспортной системой, по которой движутся растворенные минеральные вещества по сосудам в растение.

    Какое значение имеет окучивание растений?

    Во-первых, при окучивании мы рыхлим землю, а это означает, что улучшаем доступ воздуха к корням растения.

    Во-вторых, окучивание нужно для развития дополнительной корневой системы и укреплению стебля, а значит лучшему питанию куста.

    И, в-третьих, между холмиками, образовавшимися в результате окучивания, остаются бороздочки, в которых скапливается вода (дождевая или от полива — неважно) и питает растение до следующего поступления влаги.

    3. Изучение новой темы (25мин).

    Вспомните, какую роль выполняет корень?

    — корень удерживает растение в вертикальном положении;

    — добывает из почвы растворенные в воде минеральные вещества

    Ребята, при изучении корневых систем растений мы выделили две основные, вспомните, какие?

    -Мочковатую и стержневую.

    Хорошо. А кто может сказать, что явилось основной причиной изменения строения корня?

    — Я считаю, что основным изменением корня и его усложнением стали условия, в которых растет растение.

    Все верно. Вот такие изменения, которые влияют на корень, ведут к его внешнему изменению, получили название – видоизменений. Таким образом, тема нашего урока будет называться «Видоизменения корней».

    Раз на корень влияют различные факторы среды, то внешнее и внутренне строение корня будет изменяться, он будет длиннее в засушливых пустынях, короче во влажной почве.

    Сейчас мы с вами рассмотрим, как же изменились корни некоторых растений. Учащиеся самостоятельно работают с учебником. Их задачей является: найти виды видоизмененных корней. На выполнение задачи учащимся дается не более пяти минут.

    После самостоятельной работы с учебником, учащимся предлагается в очередном порядке выписать виды корней на доску.

    Название видоизменения корня

    Особенности строения

    Примеры растений

    Корневые клубни

    Утолщение придаточных и боковых корней

    Корни-прицепки

    Короткие корни с мощными прицепками

    Воздушные корни

    Длинные корни, всасывающие воду

    Дыхательные корни

    Растут вертикально вверх, выполняют функцию дыхания

    Кипарис болотный, ива ломкая

    Придаточные корни

    Представляют собой подпорки стебля

    Корни растений-паразитов

    Корни-присоски, проникающие в стебель хозяина

    Омела белая, повилика

    Корнеплоды

    Разросшийся главный корень с запасом питательных веществ

    Морковь, свекла, репа

    Пояснения к таблице:

    Корнеплоды.

    Толстые и мясистые корни, развиваются у многих растений. А у каких давайте узнаем.

    А) Сама в земле – коса на улице? (морковь).

    Б) Круглая, а не месяц
    Желтая, а не масло
    С хвостиком, а не мышь (репа).

    В) Это что такое, в землю вросло
    Сверху толста, снизу востра,
    Собой красна (свекла).

    Правильно это корни у свеклы, моркови, редиса, редьки – связаны они с выполняемыми функциями (запасающими). К таким корням относится корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара. У некоторых растений, например у свеклы и моркови, запасающий орган имеет как бы двойную морфологическую природу: верхняя его часть состоит из гипокотиля, а нижняя – из собственного корня (дети рассматривают свои корнеплоды, находят на них гипокотиль, и корень).

    Какую роль играют корнеплоды в жизни двухлетних растений?

    Зимой растение не умирает и его жизнь продолжается в корнях (корнеплодах). Весной земля прогреется и оттуда, из корнеплода полезут новые ростки.

    Корневые клубни.

    Кроме корнеплодов встречаются и другие видоизменения корня, связанные с запасающей функцией. Например, корневые клубни. Они образуются в результате утолщения придаточных корней, это происходит у георгина и батата. Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидно утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.

    Воздушные корни.

    Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических эпифитных орхидей. Наружная часть коры свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

    Дыхательные корни.

    У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, живущих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Представителем таких растений является кипарис. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом. Чему способствует постоянное слущивание коры. Однако поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые бороды тонких корешков, они составляют всасывающую силу корневой системы.

    Корни-подпорки.

    Наиболее часто они встречаются у видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Способность этих корней противостоять сильным нагрузкам объясняется наличием механических тканей в центральной и периферической частях. Ходульные корни отходят от стволов и образуют придаточные корни, после того как внедряются в землю. У панданусов отсутствует стержневой корень, и все растение держится на ходульных корнях, как на ходулях, эти корни выполняют функцию – обеспечивают растение водой со всеми минеральными веществами. Один панданус лабиринтный со своими корнями подпорками может образовывать целый лес. Ходульные корни развиваются у фикусов, баньяна, многочисленные придаточные корни которого растут не от ствола, а от ветвей, достигая почвы, они развивают собственную корневую систему и одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен м3 и даже больше. В древнем описании указано, что в тени одного фикуса отдыхали отряды из 6-7 тысяч воинов. Этот гигант имел 4300 стволов, образованных ходульными корнями. В Индии растет баньян, у которого насчитывается 3000 крупных и 3000 мелких корней – подпорок. Высота этого дерева более 60 м, а возраст 3000 лет.

    Корни-прицепки.

    У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корни-прицепки. Образующиеся, на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они способствуют прикреплению и продвижению растения по разным субстратам. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко удерживают растение на опоре. Если корни плюща наталкиваются на гладкую поверхность, то они проявляют совершенно удивительные способности к закреплению. Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности.

    Корни растений-паразитов

    Знаете ли вы, что у некоторых паразитных растений корни изменили функцию и превратились в присоски, внедряющиеся в проводящие ткани растения-хозяина и оттягивающие оттуда питательные вещества. Примером служат растение лесов омела.

    4. Закрепление (5мин).

    1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
    2. С чем связаны видоизменения корней?
    3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?
    4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
    5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

    5. Итог урока (1-2мин).

    Домашнее задание (подобрать интересный материал о корнях).

    6.Выставление оценок.(1-2мин).

    kafizova.ucoz.net

    Параграф_21

    Вопрос 1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
    Развитие корневой системы во многом зависит от условия произрастания растения, в частности от плотности почвы и глубины залегания грунтовых вод. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности. У сосны, растущей на болоте, корневая система поверхностная, а корни сосны, растущей на песках, уходят на значительную глубину.

    Вопрос 2. С чем связаны видоизменения корней?
    Корни могут видоизменяться. Встречаются следующие типы метаморфозов корня.
    Корнеплоды выполняют запасающую функцию у многих видов двулетних растений (морковь, свекла, репа и др.). Они имеют двойное происхождение — верхняя часть образуется из стебля, а нижняя — как утолщение главного корня. В корнеплодах откладывается крлхмал, сахар и т.д. Корневые шишки (корневые клубни)— запасающие придаточные корни у георгина, батата, чистяка и др.
    Корни-прицепки имеют лазающие растения (плющ).
    Втягивающие корни (у луковичных растений) служат для погружения луковицы в почву. Например, у видов крокуса (шафрана) из семейства ирисовых в период цветения самое нижнее междоузлие побега преобразуется в клубень, который одевается затем измененными листьями (клубнелуковица).
    Воздушные корни образуются у растений, поселяющихся на других растениях (эпифиты), например, орхидей. Они обеспечивают растению всасывание из влажного воздуха воды и минеральных веществ.
    Дыхательные корни имеют растения, которые растут на заболоченных почвах, например, американский болотный кипарис. Это отростки боковых корней, растущие вертикально вверх и возвышающиеся над водой или почвой. Они богаты воздухоносной тканью — аэренхимой — с крупными межклеточными. Эти корни приподнимаются над поверхностью почвы и снабжают подземные части растения воздухом, который поглощается через специальные отверстия.
    Ходульные корни образуются у деревьев, которые растут на литорали тропических морей (мантры). Эти корни сильно ветвятся и укрепляют растение в зыбком грунте.
    Корни водных растений, укореняющихся в грунте, лишены корневых волосков. У растений-паразитов (повилика, омела) корни преобразуются в сосущие органы.
    У большинства видов цветковых растений молодые корни срастаются с гифами грибов, образуя микоризу (грибокоренъ). Растение и гриб извлекают из такого симбиоза обоюдную пользу. Некоторые виды (например, орхидные) даже не могут развиваться без заражения микоризным грибом. Другие (многие деревья, кустарники) растут и без микоризы, но при контакте с грибом развиваются значительно лучше.
    Симбиоз между азотфиксирующими бактериями и корнями бобовых растений (клубеньковые бактерии) также является видоизменением корней. Бактерии фиксируют атмосферный азот и переводят его в соединения, которые усваиваются растениями.

    Вопрос 3. Как называют корни моркови, георгина, плюща, орхидеи?
    Видоизмененные корни моркови называют корнеплодами, корни георгина (боковые и придаточные) — корневыми клубнями, корни плюща — корнями-прицепками; у орхидеи образуются воздушные корни.

    Вопрос 4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
    Корнеплоды образуют редис, морковь, турнепс, свекла, репа, брюква, петрушка.

    Вопрос 5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?
    У двулетних растений в первый год из семени развивается растение, имеющее только корни, стебли и листья. К осени в главном корне и нижней части стебля, преобразовавшихся в корнеплод, накапливаются питательные вещества. К зиме надземная часть отмирает, а корнеплод сохраняется и зимует. Весной второго года растение, используя запас питательных веществ корнеплода, имеет возможность быстро развивать новые надземные органы, цвести и плодоносить (размножаться).

    pasekis.3dn.ru

    У корней растений есть две основные функции: 1) закрепление растения в почве, 2) поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Однако нередко корни растений выполняют ряд дополнительных функций, в результате чего видоизменяются, т. е. в природе имеют место видоизменения корней.

    Ниже перечислены наиболее известные видоизменения корней.

    Корнеплоды

    Корнеплод — это видоизменение главного корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других.

    Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето накапливает запасные питательные вещества, осенью ее надземная часть отмирает. На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью.

    Корнеплоды многих растений человек использует для своего питания. Урожай собирают в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год.

    Корневые клубни

    Корневые клубни — это видоизменения придаточных и боковых корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клубни характерны для таких растений как батат, георгины и ряд других.

    Корневые клубни по-другому называют корневыми шишками.

    Корни-прицепки

    Корни-прицепки (или корни-зацепки) — это видоизменения придаточных корней, служащие растению для прикрепления к какой-либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни-прицепки можно наблюдать у плюща.

    Корни-подпорки

    Корни-подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями-подпорками — это баньян.

    Воздушные корни

    Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха.

    Корни-присоски

    Корни-присоски характерны для растений-паразитов. С помощью таких корней растение внедряется в органы других растений и поглощает оттуда воду, минеральные и органические вещества. Такими растениями-паразитами являются повилика и заразиха.

    Корни-присоски также можно наблюдать у омелы, погремка, ивана-да-марьи. Они всасывают только воду и минеральные вещества.

    biology.su

    Текст книги «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс — Владимир Пасечник»

    Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

    Оплатили, но не знаете что делать дальше?

    В. В. Пасечник
    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

    Как работать с учебником

    В этом году вы продолжите знакомиться с биологией – наукой, изучающей живую природу. У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразном и удивительном мире живых организмов. Вы узнаете об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а также об их роли в природе и жизни человека.

    Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.

    В начале каждого параграфа помещены вопросы, помогающие вам вспомнить то, что вы изучали ранее. Это позволит лучше понять и усвоить новый материал.

    Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

    Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним – это поможет вам лучше понять содержание текста.

    В конце каждого параграфа на синем фоне помещены основные понятия, которые вам необходимо не только запомнить, но и уметь объяснить.

    Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Это касается рубрики «Подумайте», которая поможет вам научиться анализировать изученный материал, и рубрики «Задания».

    Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес.

    В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме.

    Необходимым условием успешного овладения биологическими знаниями является выполнение лабораторных работ. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним.

    Также в учебнике содержатся описания сезонных наблюдений в природе.

    1. Готовясь к выполнению домашнего задания, подумайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.

    2. Читая текст, соотносите его с иллюстрациями, которые есть в параграфе. Обращайте внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.

    3. Подумайте, как изучаемый материал может пригодиться и быть использован в вашей жизни.

    4. Делайте собственный конспект параграфа в тетради или на компьютере в виде текста или схемы. Конспект должен содержать основные мысли, термины и выводы.

    5. Выполняя домашнее задание и готовя сообщение, используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

    6. Помните, что успех работы полностью зависит от вашего желания, усидчивости, целеустремлённости и настойчивости.

    Желаем вам успехов!

    Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

    Покрытосеменные, или Цветковые, – группа наиболее высокоорганизованных растений. Их органы подразделяются на вегетативные и репродуктивные.

    Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» – растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег.

    Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» – производить), органы связаны с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.

    Из этой главы вы узнаете

    • о внешнем и внутреннем строении органов цветкового растения, об их видоизменениях;

    • о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;

    • о роли цветковых растений в природе и жизни человека.

    • распознавать органы цветкового растения;

    • устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.

    § 1. Строение семян

    1. Какие растения имеют семена?

    2. Какова роль семян в жизни растений?

    3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

    Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

    Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме (от греческих слов «эндос» – внутри и «сперма» – семя). В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

    У фасоли, гороха, яблони и многих других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными.

    Семена многих растений, например пшеницы, лука, ясеня, имеют маленький зародыш. Почти весь объём их семени занимает запасающая ткань – эндосперм. У других, как у яблони, миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

    Строение семян двудольных растений (рис. 1). Выполните лабораторную работу, рассмотрев крупные семена фасоли.

    Рис. 1. Строение семян двудольных растений

    Строение семян двудольных растений

    1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

    2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

    3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле (от греческих слов «микрос» – малый и «пиле» – ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

    4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

    5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

    6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

    7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

    Строение семян однодольных растений (рис. 2). Семена однодольных растений имеют иное строение. Рассмотрим его на примере семян хлебных злаков (пшеница, рожь, кукуруза).

    Рис. 2. Строение семян однодольных растений

    Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

    Строение зерновки пшеницы

    1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

    2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

    3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

    4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

    5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

    Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков.

    У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.

    Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

    ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. СЕМЯДОЛЯ. ЭНДОСПЕРМ. ЗАРОДЫШ. СЕМЕННАЯ КОЖУРА. СЕМЯНОЖКА. МИКРОПИЛЕ

    1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

    2. Каково строение семени фасоли?

    3. де находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

    4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

    5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

    6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

    Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

    Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

    Изучая строение органов растений или какое-либо явление природы, вы, сами того не подозревая, пользуетесь приёмом анализа, который является важным составным элементом мышления. Чтобы результаты вашей работы были более эффективными, познакомьтесь с правилами проведения анализа.

    Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

    Инструктаж-памятка последовательности действий при проведении анализа:

    1. Внимательно изучите объект в целом.

    2. Разделите объект на составные части.

    3. Изучите особенности каждой части.

    4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

    5. Постарайтесь выделить функции частей.

    • 85 % видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15 % видов его не имеют.

    • Семена голосеменных растений имеют многосемядольный зародыш. Так, у разных видов сосновых число семядолей в зародыше семени колеблется от 3 до 15, у кипарисовых – от 2 до 6.

    • Самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.

    § 2. Виды корней и типы корневых систем

    1. Какую роль играют корни в жизни растений?

    2. Чем корни отличаются от ризоидов?

    3. У всех ли растений имеются корни?

    Функции корня. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

    Виды корней. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые (рис. 3). При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

    Рис. 3. Виды корней

    Рис. 4. Типы корневых систем

    Типы корневых систем. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую (рис. 4). Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др. (рис. 5).

    Обычно стержневая корневая система хороню видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.

    Рис. 5. Стержневые корневые системы различных двудольных растений

    Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений – пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

    Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

    Стержневая и мочковатая корневые системы

    1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

    2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие – мочковатыми.

    3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

    4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

    5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.

    6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

    Рис. 6. Окучивание томатов

    ГЛАВНЫЙ, БОКОВЫЕ, ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

    1. Какие функции выполняет корень?

    2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

    3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую – мочковатой?

    При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

    1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4–5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

    2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

    3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

    • У пшеницы масса корней более чем в 100 раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3–4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.

    § 3. Зоны (участки) корня

    1. Что такое ткань?

    2. Какие виды растительных тканей вы знаете?

    Корневой чехлик. Зоны деления и растяжения. Посмотрите на свет корни проростков (фасоли, пшеницы или редиса). Вы увидите, что их кончики немного темнее и плотнее, чем остальные участки корня. Это объясняется тем, что кончик корня покрыт, как напёрстком, корневым чехликом (рис. 7).

    Корневой чехлик образован клетками покровной ткани. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. Эти клетки недолговечны, они постепенно отмирают и слущиваются, а взамен отмерших постоянно образуются новые.

    Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками. Это образовательная ткань. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

    Рис. 7. Строение и зоны молодого корня

    Выше расположена зона растяжения (зона роста). Здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину (рис. 8).

    Корневые волоски. Зона всасывания. Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков (рис. 9). У некоторых растений корневые волоски можно увидеть и без микроскопа. У многих растений они напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня.

    Корневой волосок – относительно длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в нём находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.

    Рис. 8. Верхушечный рост корня

    Рис. 9. Корневые волоски проростка

    Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней, а затем отмирают. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

    Таким образом, в более старой части зоны корня корневые волоски постоянно отмирают, а в молодой образуются вновь. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и всегда находится вблизи кончика корня.

    Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

    Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания.

    Корневой чехлик и корневые волоски

    1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

    2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.

    3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

    4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

    5. Сделайте вывод.

    При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить. Поэтому рассаду овощных и декоративных растений рекомендуется выращивать в специальных торфоперегнойных горшочках. В этом случае корни при пересадке не повреждаются и рассада быстро приживается.

    Зона проведения. Выше зоны всасывания, т. е. ещё дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. В состав проводящих тканей этой зоны корня входят сосуды. По ним вода и растворённые в ней вещества из корня поступают в стебель и листья. В проводящих тканях находятся также клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.

    Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.

    КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК. КОРНЕВОЙ ВОЛОСОК. ЗОНЫ КОРНЯ: ДЕЛЕНИЯ, РАСТЯЖЕНИЯ, ВСАСЫВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ

    1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

    2. Каково значение корневого чехлика?

    3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

    4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

    5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

    6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

    7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

    8. Что такое ткань?

    9. Какие ткани различают в корнях растений?

    Рис. 10. Развитие корневой системы растений

    Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?

    1. Пикировка – это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?

    2. Используя рекомендации памятки на с. 11–12, проведите анализ строения корня.

    Задания для любознательных

    1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.

    2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.

    Знаете ли вы, что…

    • На 1 мм 2 зоны всасывания корня кукурузы находится около 700 корневых волосков.

    • У одного растения ржи корневая система состоит из 14 млн мелких корней. Если вытянуть все эти корни в одну линию, они займут 600 км (примерное расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга). На этих корнях насчитали 15 млрд корневых волосков. Их общая длина составляет 10 тыс. км (расстояние от Риги до Владивостока). Если вы хотите убедиться в этом, то вырастите растение ржи в большом деревянном ящике. Ко времени колошения раскройте стенки ящика и осторожно отмойте корни от земли. А теперь считайте. Убедились?

    § 4. Условия произрастания и видоизменения корней

    1. Какие виды корней вам известны?

    2. Какие функции выполняет корень?

    Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают (рис. 11). Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых – всего 50 см, но там они гуще.

    Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м (рис. 12).

    В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

    Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах (рис. 13). В образовании корнеплодов принимает участие как главный корень, так и нижние участки стебля.

    Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у таких растений, как георгина, чистяк (рис. 14).

    У плюща развиваются придаточные корни-прицепки. Ими растение прикрепляется к опоре, например к вертикальной стене или стволу дерева, и благодаря этому растёт вверх, вынося листья к свету.

    Рис. 11. Глубина проникновения в почву корней растений

    У растений, живущих, как орхидеи, на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз (см. рис. 14). Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.

    Дыхательные корни образуются у ивы ломкой и некоторых других растений, которые поселяются на топких берегах рек (рис. 15). Эти корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается в корни, находящиеся глубже, в условиях недостатка кислорода.

    У некоторых тропических деревьев, например у баньяна, на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками (рис. 16).

    Рис. 12. Корневая система и внешний вид ежовника безлистного

    Рис. 13. Корнеплоды моркови и репы

    Рис. 14. Корневые клубни георгины и воздушные корни орхидеи

    Рис. 15. Дыхательные корни болотного кипариса

    Рис. 16. Придаточные корни баньяна

    Корни водных растений, укореняющихся в грунте, лишены корневых волосков.

    Корни растений-паразитов (повилики, омелы) способны проникать в тело растения-хозяина.

    КОРНЕПЛОДЫ. КОРНЕВЫЕ КЛУБНИ. ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ

    1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

    2. С чем связаны видоизменения корней?

    3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

    4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

    5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

    1. С чем связано видоизменение корней у растений?

    2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

    Весной посейте на грядке морковь, свёклу или репу. Через неделю после появления всходов, а затем раз в неделю осторожно вынимайте их по одному из почвы и зарисовывайте. Сделайте альбом из этих рисунков и по ним проследите развитие корнеплодов. Осенью подготовьте сообщение о результатах своих наблюдений и обсудите их с учащимися в классе.

    • Из корнеплодов сахарной свёклы получают сахар.

    • У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м, а у репчатого лука – на 60–70 см. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15–18 см от поверхности почвы. Корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения.

    iknigi.net